Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti) 1797-1848

Биография композитора

Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti) бюстГаэтано Доницетти (полное имя Доменико Гаэтано Мария Доницетти) один из ведущих итальянских оперных композиторов стиля «бельканто» в первой половине 19 века. Автор более 70 опер, исполнявшихся на итальянском и французском языках. При такой его плодовитости, все созданные им произведения отличаются тщательной проработкой в деталях. Иногда также писал либретто для своих опер.

Его старший брат Джузеппе Доницетти тоже смог вписать своё имя в историю музыки, став дирижёром полкового оркестра в армии Наполеона, а затем возглавив военное музыкальное ведомство Османской империи. Был преподавателем музыки в семье султана и написал государственный гимн Османской империи.

Ранние годы жизни Гаэтано Доницетти

Средний из трёх сыновей сторожа городского ломбарда, Гаэтано Доницетти родился 29 ноября 1797 года в подвале без окон в бедном квартале Бергамо за городскими стенами. Семья не могла дать мальчику должного образования, но по счастливому стечению обстоятельств, в 1802 году хормейстером городской церковной капеллы становится известный немецкий композитор Симон Майр. В 1805 году Майр основал благотворительную школу для занятий музыкой и другими искусствами с мальчиками из церковного хора. Мальчики могли петь в хоре до того момента, как у них начинал ломаться голос. В 1907 отец будущего композитора записал своего девятилетнего сына в эту школу.

В течение первых трех испытательных месяцев Гаэтано не очень успешно проявил себя как хоровой певец. Есть предположение, что это было вызвано неким заболеванием горла. Однако, руководитель школы Майр вскоре отметил, что Гаэтано «опережает всех остальных в музыкальном развитии», что позволило мальчику остаться в школе на протяжении последующих девяти лет.

Обучаясь в школе, Гаэтано Доницетти написал несколько удачных пьес, которые исполнялись на годовых концертах. Не отличаясь идеальным поведением, он всё же избегал исключения благодаря заступничеству своего покровителя.

Для того, чтобы Гаэтано смог продолжить обучение, Симон Майр снабдил своего подопечного рекомендательными письмами, которые помогли ему устроиться в Болонье и поступить в школу Лисео Музикале (Liceo Musicale). Там он смог продолжить своё музыкальное образование, в том числе, изучение музыкальной композиции у знаменитого преподавателя, францисканского монаха, отца Станислао Маттеи (Stanislao Mattei).

Первые шаги в опере

Тогда же в Болонье в течение 1816 года Гаэтано Доницетти пишет свою первую оперу «Пигмалион (Il pigmalione)», в 1817 году оперы «Олимпиада (Olympiade)» и «Гнев Ахилла(L’ira d’Achille)». В том же 1817 году по совету Майра он возвращается в Бергамо. Этот период в жизни молодого композитора исследователи называют — «годы квартетов». Доницетти тогда часто сочинял различные фортепьянные пьесы, а также участвовал в квартетах, где исполнял музыку других композиторов.

В 1818 году он неожиданно встречает своего старого школьного товарища, известного либреттиста и импресарио Бартоломео Мерелли (Bartolomeo Merelli). Бартоломео предлагает Гаэтано написать музыку к своему либретто, результатом этой работы стала опера «Генрих Бургундский (Enrico di Borgogna)». В тот момент Доницетти писал музыку, не имея на неё конкретного заказа от какого-либо театра. Он надеялся потом пристроить своё творение, предлагая её в разные места к постановке. Вскоре его старания увенчались успехом. Оперу согласился поставить венецианский Театр святого Луки (Teatro San Luka). Премьера «Генриха Бургундского» состоялась 14 ноября 1818 года с весьма скромным успехом. Отчасти, как результат внезапного отказа от участия в представлении в последний момент  одной из актрис, которая не смогла справиться со своими нервами. Но последовавшие затем отзывы в газетах были отнюдь не плохи, что в целом, дало хорошее впечатление об авторе.

Вслед за этим Доницетти получает заказ на новую работу на либретто Мерелли. Одноактная опера «Безумие (Una follia)» была представлена публике уже через месяц.

 Однако, не имея дальнейших заказов, он вновь возвращается в Бергамо, где вскоре ставится его «Генрих Бургундский», на этот раз, в родном городе композитора.

1819 год Доницетти проводит за написанием духовной и инструментальной музыки, а также оперы «Плотник из Ливонии, Пётр Великий, царь Руси (Il falegname di Livonia, o Pietro il grande, czar delle Russie)». Опера была представлена в декабре в венецианском Театре святого Самуила (Teatro San Samuele). Кроме этого, была закончена работа над не сохранившейся до наших дней оперой «Свадьба в имении (Il nozze in villa)».

Гаэтано Доницетти оставался в Бергамо до  октября 1821 года, это время он посвятил написанию инструментальной и хоровой музыки, пока в июле не получил контракт на новую оперу на либретто всё того же Мерелли. Этим новым творением стала «Зораида ди Граната (Zoraida di Granata)», которая была написана для римского Театро Аргентина (Teatro Argentina).

21 октября двадцатичетырёхлетний композитор прибывает в Рим. Постановка оперы оказалась под угрозой срыва — ведущий тенор умирает за несколько дней до премьеры. Музыка была в срочном порядке переделана на женскую партию меццо-сопрано, где женщина должна была исполнить мужскую роль. Вечер премьеры 28 января 1822 года стал для Гаэтано Доницетти долгожданным триумфом. Как писала местная еженедельная газета: «Новая счастливая надежда взошла над итальянским музыкальным театром. Молодой маэстро Гаэтано Доницетти всерьёз заявил о себе своей значительной оперой «Зораида». Единодушными, искренними и всеобщими были аплодисменты, которые он заслуженно получил от публики.»

Доницетти едет в Неаполь

Вскоре Гаэтано Доницетти покидает Рим и перебирается в Неаполь, где пройдёт значительная часть его жизни. Внезапная слава опередила приезд молодого композитора. Местное издание в анонсе летнего сезона Театро Нуово (Teatro Nuovo) написало о нём так: «Молодой ученик одного из наиболее ценимых маэстро века, Майра, значительная часть славы которого может быть признана нашей; мы видим развитие его стиля в этом великолепном светоче музыкального искусства, внезапно выросшим перед нами. Его опера была принята в Риме бурными аплодисментами.»

На волне популярности Доницетти получает контракт на написание новых опер, а также на подготовку к постановке произведений других композиторов. Новая опера «Цыганка (La zingara)» была представлена публике 12 мая 1822 года. Премьера весьма тепло была встречена зрителем.

Следующей его работой, появившейся всего шесть недель спустя, стала одноактная опера-фарс «Анонимное послание (La lettera anonima)». Критики отмечали растущее мастерство композитора и развитие стиля, а также сильную драматическую наполненность его произведений, пусть и не идеальных, с точки зрения строгих законов композиции.

В том же году написана опера «Чиара и Серефина, или пираты (Chiara e Serefina, ossia I pirati)». Она не получила особо благосклонных отзывов, но смогла выдержать свои весьма достойные двенадцать показов на сцене.

В течение 1823 года в неапольских театрах ставятся его две очередные оперы, которые прошли без особого успеха. «Альфред Великий (Alfredo il grande)» была представлена в Театро Сан Карло (Teatro San Carlo) всего один раз. Двухактная опера-фарс «Счастливый обман (Il fortunato inganno)» выдержала в Театро дель Фондо (Teatro del Fondo) три показа.

На некоторое время вернувшись в Рим, он пишет для Театро Валле (Teatro Valle) новую оперу на либретто Джакопо Феретти (Jacopo Ferretti), которая впоследствии была признана одним из его лучших на тот момент произведений. Этим творением стала опера-буффа «Смущённый учитель (L’ajo nell’imbarazzo)». По отзывам прессы, «она была воспринята с диким восторгом, и стала первым серьёзным длительным успехом Доницетти.»

По возвращении в Неаполь, Гаэтано Доницетти предпринимает рискованный шаг в сторону английского романтизма в опере-семисериа «Эмилия Ливерпульская (Emilia di Liverpool)», которая выдержала всего семь представлений в 1824 году в Театро Нуово. Критики более ополчились на оперу-семисериа, как жанр сам по себе, музыка же Доницетти была определена как довольно приятная.

1825 год был Юбилейным святым годом Римской католической церкви, а также годом, когда в Неаполе умер Фердинанд I, Король обеих Сицилий, также известный как «носатый король». Эти события повлияли на культурную жизнь в стране, театральные действа и развлечения на это время были прекращены или сильно ограничены.

На театральный сезон 1825/1826 года Доницетти получает место музыкального директора в Театро Каролино (Teatro Carolino) в Палермо, при этом совмещая работу в театре с преподаванием в консерватории. Там же ставится его новая опера «Алахор в Гренаде (Alahor in Granata)». Но в целом, его пребывание в Палермо нельзя было назвать благоприятным, по большей части из-за плохо организованного управления в театре, недисциплинированности певцов и их постоянных опозданий. По этим причинам пришлось задержать премьеру «Алахора» до января 1827 года, после которой в феврале автор вернулся в Неаполь.

В течение 1827 года в Театро Нуово ставится его «Смущённый учитель», прошедший переработку и представленный под новым названием — «Дон Грегорио (Don Gregorio)». Через месяц ставится одноактная мелодрама «Эльвида (Elvida)» по случаю дня рождения Королевы обеих Сицилий Марии, которая включала музыку, специально написанную для известного тенора Джованни Батиста Рубини (Giovanni Battista Rubini). Однако, «Эльвида» выдержала всего лишь три представления.

Вскоре произошло несколько важных событий в профессиональной и личной жизни композитора. Он начал работать с либреттистом Доменико Джилардони (Domenico Gilardoni), который написал для него одиннадцать либретто, начиная с трёхактной оперы с вычурным названием «Восемь месяцев в двух часах, или Ссыльные в Сибири (Otto mesi in due ore ossia Gli esiliati in Siberia)» в 1827 году. Их сотрудничество продолжалось до 1833 года, благодаря общности взглядов и творческого подхода к работе.

Далее, Гаэтано Доницетти получает контракт на написание двенадцати опер в течение трех лет и предложение занять в ближайшем будущем, с начала 1829 года, должность Директора королевских театров Неаполя, которую на тот момент занимал Россини. Разумеется, он принял это предложение и оставался на этой позиции до 1838 года.

И наконец, в мае 1827 года было объявлено о его помолвке с восемнадцатилетней Вирджинией Васелли (Virginia Vasselli), с которой он познакомился во время пребывания в Риме. Молодые поженились в июле 1828 года и незамедлительно обосновались в новом доме в Неаполе.

Вскоре появляется новая опера-семисериа на либретто Джилардони «Джанни ди Калаис (Gianni di Calais)», которая приобрела успех не только в Неаполе, но и в Риме в театральном сезоне 1830/31г. Пресса писала по этому поводу: «Случай, когда либретто действительно искусно и делает честь поэту Джилардони. Маэстро Доницетти же известен своей способностью использовать такое преимущество.»

Международная слава

Своего первого успеха в международном масштабе Гаэтано Доницетти достигает со своей лирической трагедией «Анна Болейн (Anna Bolena)», которая впервые была представлена в Театро Каркано (Teatro Carcano) в Милане 26 декабря 1830 года. Главные роли исполняли Джиудитта Паста (Giuditta Pasta) и, уже упомянутый выше, Джованни Батиста Рубини. Эта опера быстро прославила композитора по всей Европе. Она ставилась по всей Италии и в Европейских столицах, начиная с Лондона, где премьера состоялась 8 июля 1831 года, и продолжает свою жизнь на сцене вплоть до наших дней.

Продолжая работать по заключенным контрактам, Доницетти выдаёт огромный объём новых произведений с фантастической скоростью. В Неаполе ставятся его «Франческа ди Фуа (Francesca di Foix)» в мае 1831г, «Романист и человек в чёрном(La romanziera e l’uomo nero)» в июне 1831г и «Фауста (Fausta)» в январе 1832г. Новые оперы были представлены в Милане: «Радости и печали сцены (Le convenienze ed inconvenienze teatrali)» в апреле 1831г и «Уго, граф Парижа (Ugo, conte di Parigi)» в марте 1832г. Написанная в 1832 году опера-буффа «Любовный напиток (L’elisir d’amore)» считается бессмертным шедевром и классикой жанра 19 века. В Риме были поставлены «Сумасшедший с острова Сан-Доминго (Il furioso all’isola di San Domingo)» в январе 1833г и «Торквато Тассо (Torquato Tasso)» в сентябре 1833г. «Паризина (Parisina)» увидела свет в марте 1833г во Флоренции.

 Следующая удачная постановка «Лукреция Борджиа (Lucrezia Borgia)» ещё сильнее укрепила репутацию маэстро, который, следуя по стопам неподражаемого Россини и блистательного Беллини решает посетить Париж. В Париже в марте 1835г ставится его «Марино Фальеро (Marino Faliero)», однако постановка оказалась в тени «Пуритан» Беллини, которые ставились в то же время.

Доницетти вернулся в Неаполь для того, чтобы проследить за подготовкой к премьере 26 сентября 1835г его «Лючии ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor)». Автором либретто стал Сальвадоре Каммарано (Salvadore Cammarano), который напишет впоследствии для Доницетти ещё семь. Данная же история основывалась на романе Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста» и воплотилась в самую знаменитую оперу композитора, одно из самых ярких украшений традиции бельканто. Успеху оперы помогли и некоторые внешние обстоятельства. Россини к этому времени уже прекратил работать, а Беллини умер незадолго до премьеры «Лючии». Таким образом, композиторская звезда Доницетти на какое-то время сияла на оперном небосклоне в сравнительном одиночестве. Также свою роль сыграл возросший в континентальной Европе интерес к истории Англии и Шотландии.

Английскую тему в опере продолжили «Елизавета из замка Кенилворт (Elisabetta al castello di Kenilworth) — премьера в Неаполе в июле 1829г, в следующем году была переработана, затем «Мария Стюарт (Maria Stuarda)» — театр Ла Скала в декабре 1835г, затем «Роберто Деверё (Roberto Devereux)», сюжет которой обыгрывал отношения между Елизаветой и графом Эссекским, премьера в неапольском Театро Сан Карло в октябре 1837г.

С ростом славы композитора росло и количество всевозможных предложений. Для венецианского Театро Ла Фениче (Teatro La Fenice) он возродил к жизни давно написанную лирическую трагедию «Велизарий (Belisario)», которая была представлена публике 4 февраля 1836 года.

1837 год стал тяжёлым в личной жизни Гаэтано Доницетти. Вслед за смертью обоих его родителей умирает и его жена. Причиной её ранней смерти называют холеру или корь, однако, некоторые исследователи, на основании описанных симптомов, делают предположение, что это был сифилис.

В октябре 1838 года Доницетти перебирается в Париж, пообещав себе никогда больше не иметь дела с Театро Сан Карло. Дело в том, что король Неаполя запретил постановку новой оперы «Полиевкт (Poliuto)», либретто которой было написано Сальвадоре Каммарано на основании одноимённой пьесы Пьера Корнеля. Причиной было названо то, что такая священная тема неприемлема для оперной сцены. «Полиевкт» был принят к постановке в Париже, для чего получил новое французское либретто и был расширен с трёх до четырёх актов. Опера была с большим успехом представлена публике в апреле 1840г под названием «Мученики (Les Martyrs)» и стала первой оперой композитора во французском стиле. Следующая знаменитая опера «Дочь полка (La fille du regiment)» уже была специально написана на французское либретто, была впервые представлена на суд зрителя 11 февраля 1840г, и в наше время остаётся неизменно популярной в театрах.

Покинув на некоторое время Париж, Доницетти совершает поездки в Милан, Швейцарию, посещает свой родной Бергамо. По возвращении в Париж он переделывает свою ни разу не поставленную оперу «Ангел Низиды (L’ange de Nisida)» на французское либретто. Премьера обновленной оперы под названием «Фаворитка (La favorite)» состоялась 2 февраля 1840г. В феврале 1841 года композитор работает над подготовкой оперы «Рита, или побитый муж (Rita, ou Le mari battu)», которая, однако не была поставлена вплоть до 1860 года, уже после смерти композитора. В сентябре в миланском Ла-Скала ставится его «Маря Падилла (Maria Padilla)», а в мае 1842г в Вене с огромным успехом «Линда ди Шамони (Linda di Chamounix)».

В начале 1842г Гаэтано Доницетти получает почётное предложение дирижировать премьерным исполнением Стабат Матер (Stabat Mater) Джоакино Россини, которое состоялось в марте того же года в Болонье. Россини присутствовал на третьем исполнении своего произведения, и два великих композитора, оба в прошлом студенты Болонской консерватории, впервые в жизни встретились лично. В итоге Россини заявил: «Это единственный маэстро в Италии, который способен дирижировать исполнением моей Стабат, так, как я бы этого хотел.»

Вернувшись в Париж в сентябре 1842г Доницетти получает предложение от недавно назначенного нового директора Театре Италиен (Theatre-Italien) Жюля Жано (Jules Janin). Идея заключалась в том, чтобы создать новую оперу-буффа и привлечь к работе над ней ведущих исполнителей того времени. Результат этой работы воплотился в опере «Дон Паскуале (Don Pasquale)», которая была представлена 3 января 1843г с ошеломительным успехом. Представления шли при полных залах до середины марта. Пресса писала: «Ещё не было оперы, написанной специально для Театре Италиен, которая имела бы столь громкий успех. Четыре или пять номеров были исполнены повторно, вызовы на сцену певцов, вызов на сцену композитора — в общем, одна из тех оваций, которые припасены в Париже для поистине великих.»

Вслед за «Доном Паскуале» ставятся «Мария ди Роган (Maria di Rohan)» — июнь 1843г и «Дон Себастьян, Король Португалии (Dom Sebastien, Roi de Portugal)» — самая длинная опера композитора в ноябре 1843г. Оба произведения были довольно благосклонно приняты зрителем.

Болезнь и смерть

В 1843 году у Доницетти проявляются симптомы сифилиса и биполярного психического расстройства. Пытаясь исполнить взятые ранее на себя обязательства и превозмогая болезнь, он дописывает давно начатую лирическую трагедию «Катерина Корнаро или Королева Кипра (Caterina Cornaro ossia La Regina di Cipro)». Однако уже не может присутствовать на её премьере в Неаполе в январе 1844 года, что называют одной из причин последовавшего провала, так как обычно Доницетти сам контролировал процесс подготовки к премьере своих опер, внося необходимые коррективы.

В связи с ухудшением здоровья Гаэтано Доницетти, его старший брат Джузеппе прислал из Константинополя в Париж своего сына Андре. Прибыв в Париж 25 декабря 1845 года, Андре находит своего дядю в весьма плачевном состоянии. Врачи говорят о тяжёлом психическом поражении и неспособности принимать взвешенные осмысленные решения. Под видом путешествия в Вену, больного композитора отвозят в больницу Мезон Эскироль в предместье Парижа. Необходимость остаться в больнице была выдана за временный ночлег в дороге. Через несколько дней Доницетти понял, что его обманули и принудительно удерживают. Он пытался отправить письма с просьбой о помощи своим друзьям, которые, однако, так и не были доставлены. В больнице были применены разнообразные способы лечения, впрочем, без особого эффекта.

В 1847 году Гаэтано Доницетти перевозят в Париж, а затем, по настоянию старшего брата в их родной Бергамо. Андре, посетив заранее Бергамо, для того, чтобы подготовить всё необходимое к приезду дяди, получил согласие знатной семьи Скотти, на то, что композитор разместится в их дворце. Последние месяцы жизни Гаэтано Доницетти провёл окруженный заботой и трепетным вниманием, вплоть до своей смерти 8 апреля 1848 года.

Поделитесь этой интересной информацией с друзьями